Официальный сайт
Нытвенское городское поселение
Главная / Закон и порядок

Закон и порядок

О защите прав потребителей

Как часто случается, что только купленная обувь сразу же начинает рваться, бытовая техника – выходит из строя, а вставленное окно перестает закрываться. В настоящее время, когда продавцы и исполнители услуг стремятся получить наибольшую прибыль при наименьших затратах, а контролирующие органы не в состоянии охватить проверками весь потребительский рынок, все мы должны знать свои права, предусмотренные Законом Российской Федерации «О защите прав потребителей».

Прежде всего, потребитель имеет право на то, чтобы товар (работа, услуга) при обычных условиях его использования, хранения, транспортировки и утилизации был безопасен для его жизни, здоровья, окружающей среды.

Главное правило при приобретении товара (работы, услуги) – воспользоваться правом на представление необходимой информации об изготовителе, исполнителе, продавце.

Информация о продавце включает в себя наименование организации, место ее нахождения (адрес) и режим работы, а индивидуальный предприниматель обязан предоставить потребителю о государственной регистрации и наименовании зарегистрировавшего его органа.

Информация о товарах (работах, услугах) должна обеспечивать возможность их правильного выбора. В частности, она должна в обязательном порядке содержать:

- наименование технического регламента;
- сведения об основных потребительских свойствах товара (работ, услуг), в том числе в отношении продуктов питания – состав, пищевая ценность, назначении, условиях приема и хранения, о способах изготовления готовых блюд, весе (объеме), дате и месте изготовления и упаковки, сроке годности, о наличии противопоказаний при некоторых заболеваниях;
-   гарантийный срок, если он установлен (для непродовольственных товаров).

Если потребитель приобрел непродовольственный товар надлежащего качества, но он не подошел по форме, габаритам, фасону, расцветке, размеру или комплектации, он вправе обменять его на аналогичный товар в течении 14-ти дней, не считая дня покупки. Такой обмен возможен, если не подошедший товар не был в употреблении, сохранены его товарный вид, потребительские свойства, пломбы, фабричные ярлыки, а также имеется товарный или кассовый чеки либо иной документ, подтверждающий его оплату. В случае, если аналогичный товар отсутствует в продаже на день обращения потребителя к продавцу, покупатель вправе потребовать возврата денег за купленную вещь, которые должны быть ему возвращены в трехдневный срок.

При этом необходимо помнить, что многие из купленных вещей не могут быть возвращены продавцу. Постановлением Правительства РФ от 19.01.1998 № 55 утвержден перечень непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар, в числу которого, например, относятся товары для лечения и профилактики заболеваний в домашних условиях, предметы личной гигиены, парфюмерно-косметическая продукция, товары, отпускаемые на метраж (текстильные, строительные или отделочные), чулочно-носочные изделия, мебель и автомобили, изделия из драгоценных материалов, технически сложные товары бытового назначения, непериодические издания.

В случае обнаружения в товаре недостатков или неисправностей, потребитель вправе по своему усмотрению:

- потребовать замены товара на товар этой же марки или иной марки с соответствующим перерасчетом покупной цены;
- потребовать соразмерного уменьшения покупной цены;
- потребовать незамедлительного безвозмездного устранения недостатков товара или возмещения расходов на их исправления потребителем или третьим лицом;
- отказаться от купленного товара и потребовать возврата уплаченной за него суммы денег.

Срок для удовлетворения требований потребителя о замене товара ненадлежащего качества установлен в семь дней, а при необходимости дополнительной проверки качества товара продавцом – в течение 20-ти дней с момента предъявления соответствующего требования. Если у продавца в момент предъявления требований отсутствует для замены товар, максимальный срок для такой замены не может превышать одного месяца. При пропуске продавцом указанных сроков, он обязан возместить покупателю неустойку (пеню) в размере одного процента цены товара за каждый день просрока.

Точно такие же права у покупателя существуют в период гарантийного срока товара, который исчисляется со дня передачи товара потребителю. Для сезонных видов товаров (обувь, одежда и пр.) срок годности исчисляется с момента наступления соответствующего сезона.

Замечу, что отсутствие у покупателя кассового или товарного чека на купленный с недостатками товар не является препятствием для указанных требований к продавцу. Однако, кассовый или товарный чек лучше все-таки сохранять – он потребуется для предъявления искового заявления в суд при отказе  продавца в удовлетворении требований покупателя.

Довольно часто товары ненадлежащего качества приобретаются на распродажах, при этом покупатели предупреждаются продавцами о невозможности их замены или возврата. Такие оговорки противоречат закону и не должны приниматься во внимание.

В случае отказа продавца в удовлетворении указанных требований покупателя, придется обращаться в суд с исковым заявлением. Государственная пошлина по таким гражданским делам не уплачивается. Чтобы облегчить свою задачу для такого обращения в суд или вообще ее исключить, требования к продавцу о замене или о возврате товара, устранении недостатков, уменьшения покупной цены целесообразно оформлять письменной претензией к продавцу (организации или индивидуальному предпринимателю), копию которой с обязательной отметкой о ее приеме нужно сохранить. Как правило, получив такую претензию продавец прекращает спорить с покупателем, чтобы впоследствии не нести еще и штрафные санкции в размере стоимости купленного товара, по решению суда.

Об особенностях защиты прав потребителей при выполнении работ (оказании услуг) будет доведено до сведения читателей в следующей информации прокурора.

Прокурор
Нытвенского района
старший советник юстиции
Н.Н. Тройнич

Назад