Усиленная неквалифицированная электронная подпись.
На вопросы читателей отвечает начальник Межрайонной ИФНС России № 16 по Пермскому краю - Советник государственной Гражданской службы Российской Федерации 1 класса Наталья Сергеевна Царегородцева.
Вопрос:
1 июля вступил в силу Федеральный закон от 04.11.2014 № 347-ФЗ, в соответствии с которым предусмотрена передача налогоплательщиками – физическими лицами в налоговый орган через личный кабинет налогоплательщика документов в электронной форме документов, подписанных усиленной неквалифицированной электронной подписью.
На какие категории налогоплательщиков он распространяется?
Ответ:
Только на налогоплательщиков – физических лиц, которые могут использовать усиленную неквалифицированную электронную подпись при направлении документов через «личный кабинет».
Указанное положение не распространяется на некоторые категории налогоплательщиков – физических лиц в части передачи в налоговые органы документов (информации), сведений, связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.
Это такие категории налогоплательщиков – физических лиц, как:
- индивидуальные предприниматели;
- нотариусы, занимающиеся частной практикой;
- адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты;
- другие лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой.
Вопрос:
Как я могу получить сертификат ключа неквалифицированной электронной подписи?
Ответ:
Получение сертификата ключа проверки электронной подписи доступно пользователю по ссылке «Получение сертификата ключа проверки электронной подписи» в разделе «Профиль».
Пользователю предоставляется возможность выбора одного из двух вариантов электронной подписи: «ключ электронной подписи хранится на компьютере пользователя» или «ключ электронной подписи хранится в защищенном хранилище ФНС России». В обоих случаях сертификат ключа проверки электронной подписи будет полноценным инструментом для осуществления электронного документооборота через «личный кабинет».
Вопрос:
У меня есть усиленная квалифицированная электронная подпись, выданная удостоверяющим центром. Нужно ли мне для работы с «личным кабинетом» получать усиленную неквалифицированную электронную подпись?
Ответ:
Нет, все документы, формирование и направление которых предусмотрено функционалом «личного кабинета» могут быть подписаны усиленной квалифицированной электронной подписью, выданной одним из удостоверяющих центров Минкомсвязи. При желании Вы также можете установить также и усиленную неквалифицированную электронную подпись, однако объективная необходимость в этом отсутствует.
Вопрос:
Сколько экземпляров сертификата ключа усиленной неквалифицированной электронной подписи может установить один пользователь «Личного кабинета»?
Ответ:
В «Личном кабинете» предлагается два варианта установки неквалифицированной электронной подписи. В первом случае сертификат ключа будет храниться на вашем компьютере, во втором – в «облаке» в защищенном хранилище ФНС России. В случае, если Вы выберите вариант хранения в «облаке», Вам будет изготовлен один сертификат, который будет доступен с любого устройства. При выборе хранения ключа на вашем компьютере будет выпущен один сертификат, который при необходимости можно будет перенести на другой компьютер в соответствии с инструкцией.
Вопрос:
Сколько стоит сертификат ключа неквалифицированной электронной подписи?
Ответ:
Сертификат ключа неквалифицированной электронной подписи предоставляется на бесплатной основе.
Вопрос:
Сертификат ключа усиленной неквалифицированной электронной подписи можно установить из «личного кабинета», при этом не требуется личной явки в удостоверяющий центр. Каким образом обеспечивается идентификация владельца подписи?
Ответ:
Сертификат ключа усиленной неквалифицированной электронной подписи выдается владельцу «личного кабинета» – при этом подключение к «личному кабинету» осуществляется в рамках личной явки в ИФНС России с документом, удостоверяющим личность, либо с помощью сертификата ключа усиленной квалифицированной электронной подписи. Таким образом, личность владельца реквизитов доступа к «личному кабинету» была подтверждена ранее. В дальнейшем обеспечение сохранности ключа электронной подписи находится в зоне ответственности пользователя.
Вопрос:
На какой срок выдается сертификат подписи?
Ответ:
Сертификат ключа проверки электронной подписи выдается на 1 год, по истечении установленного срока сертификат будет аннулирован. Вам будет необходимо сформировать новый сертификат подписи.
Вопрос:
Что делать после окончания срока действия сертификата?
Ответ:
По истечении установленного срока действия сертификата ключа проверки электронной подписи его необходимо сформировать заново в своем «личном кабинете», так же, как и первоначально, из раздела «Профиль» по ссылке «Получение сертификата ключа проверки электронной подписи».
Вопрос:
В каком разделе сервиса «Личный кабинет» можно получить подпись?
Ответ:
Получение сертификата ключа проверки электронной подписи доступно пользователю по ссылке «Получение сертификата ключа проверки электронной подписи» в разделе «Профиль».
Пользователю предоставляется возможность выбора одного из двух вариантов электронной подписи: «ключ электронной подписи хранится на компьютере пользователя» или «ключ электронной подписи хранится в защищенном хранилище ФНС России». В обоих случаях сертификат ключа проверки электронной подписи будет полноценным инструментом для осуществления электронного документооборота через «личный кабинет».