«Прокурор разъясняет»

26.10.2016

Для опубликования в рубрике «Прокурор разъясняет»

 

С 01.01.2017 в Федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее – Закон № 294-ФЗ) вступают изменения следующего характера:

- действия Закона № 294-ФЗ распространено на мероприятия по контролю, при повелении которых не требуется взаимодействие органов контроля (надзора) и юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. К мероприятиям по контролю, при проведении которых не требуется взаимодействие контрольного органа с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, относятся:

1. Плановые (рейдовые) осмотры (обследования) территорий, акваторий, транспортных средств.

2. Административные обследования объектов земельных отношений.

3. Исследование и измерение параметров природных объектов окружающей среды (атмосферного воздуха, вод, почвы, недр) при осуществлении государственного экологического мониторинга, социально-гигиенического мониторинга в порядке, установленном законодательством РФ.

4. Измерение параметров функционирования сетей и объектов электроэнергетики, газоснабжения, водоснабжения и водоотведения, сетей и средств связи, включая параметры излучений радиоэлектронных средств и высокочастотных устройств гражданского назначения, в порядке, установленном законодательством РФ.

5. Наблюдение за соблюдением обязательных требований при распространении рекламы.

6. Наблюдение за соблюдением обязательных требований при размещении информации в Интернете и средствах массовой информации.

7. Наблюдение за соблюдением обязательных требований посредством анализа информации о деятельности либо действиях юридического лица и индивидуального предпринимателя, обязанность по представлению которой (в том числе посредством использования федеральных государственных информационных систем) возложена на таких лиц в соответствии с федеральным законом.

8. Другие виды и формы мероприятий по контролю, установленные федеральными законами.

Такие мероприятия осуществляются должностными лицами контрольных органов в пределах их компетенции на основании заданий, утверждаемых руководителем или заместителем руководителя;

- в целях предупреждения нарушений юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями обязательных требований, устранения причин, факторов и условий, способствующих нарушениям обязательных требований, органы государственного (муниципального) контроля (надзора) будут обязаны осуществлять мероприятия по профилактике нарушений обязательных требований в соответствии с ежегодно утверждаемыми ими программами профилактики нарушений. При наличии у контрольного органа сведений о готовящихся нарушениях или о признаках нарушений обязательных требований, полученных в ходе реализации мероприятий по контролю, осуществляемых без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, или содержащихся в поступивших обращениях и заявлениях (за исключением обращений и заявлений, авторство которых не подтверждено), информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации, контрольный орган должен объявить юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований. Перед направлением предостережения контрольный орган должен убедиться: отсутствуют подтвержденные данные о том, что нарушение обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами, причинило вред жизни, здоровью граждан, вред животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов РФ, безопасности государства, а также привело к возникновению чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера либо создало непосредственную угрозу указанных последствий и что юридическое лицо, индивидуальный предприниматель ранее не привлекались к ответственности за нарушение соответствующих требований;

- изменены основания и порядок организации внеплановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей;

- введены дополнительные обязанности должностных лиц контрольно-надзорных органов: при возникновении у них обоснованных сомнений в авторстве обращения или заявления принять разумные меры к установлению обратившегося лица; учитывать при рассмотрении обращений, могущих являться основанием для организации внеплановой проверки, результаты рассмотрения ранее поступивших подобных обращений и заявлений, информации, а также результаты ранее проведенных мероприятий по контролю в отношении соответствующих юридических лиц, индивидуальных предпринимателей;

- предусмотрено право должностного лица контрольно-надзорного органа при отсутствии достоверной информации о лице, допустившем нарушение обязательных требований, достаточных данных о нарушении обязательных требований либо о фактах, указанных в ч. 2 ст. 10 Закона № 294-ФЗ, провести предварительную проверку поступившей информации;

- установлены запреты: на организацию и проведение внеплановой проверки по обращениям и заявлениям, направленным заявителем в форме электронных документов без использования средств информационно-коммуникационных технологий, предусматривающих обязательную авторизацию заявителя в единой системе идентификации и аутентификации;

- на продолжение предварительной проверки, внеплановой проверки после получения информации об анонимности обращения, явившегося основанием для их организации, либо после установления заведомо недостоверных сведений, содержащихся в обращении или заявлении;

- на истребование у проверяемого лица в ходе выездной проверки документов и (или) информации, которые были предоставлены им в ходе проведения документарной проверки;

-  на истребование у проверяемого лица документов до даты начала проведения проверки.

Контрольно-надзорные органы наделены дополнительными правами: на взыскание с заявителя понесенных расходов, связанных с рассмотрением поступивших заявлений, обращений, если в них были указаны заведомо недостоверные сведения; на повторную организацию плановой или внеплановой проверки в случае, если ее проведение оказалось невозможным вследствие действий (бездействия) проверяемого лица.    

Кроме того, вводится новый вид контрольного мероприятия - контрольная закупка. В ходе контрольной закупки контрольным органом осуществляются действия по созданию ситуации для совершения сделки в целях проверки соблюдения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями обязательных требований при продаже товаров, выполнении работ, оказании услуг потребителям. Проведение контрольной закупки допускается исключительно в случаях, установленных федеральными законами, регулирующими организацию и осуществление отдельных видов государственного контроля (надзора). Так, возможность осуществления данного мероприятия установлена Федеральным законом от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт".

 

 

Прокуратура Нытвенского района

 

 

 

 

 

 

Архив новостей